Споры о новых для России породах бойцовых собак не утихают. Их боятся. Нередко случаются и трагедии с участием этих собак. Проблема настолько серьезна, что ею заинтересовались ученые, изучающие поведение животных.
На научной конференции «Проблемы исследований домашней собаки», проходившей в апреле в московском Институте проблем эволюции и экологии им. А. Н. Северцова РАН, с докладом о поведении собак бойцовых пород выступила Ирина Смирнова, преподаватель Череповецкого государственного университета. Ирина изучала поведение домашних собак бойцовых пород: американских стаффордширских терьеров, бультерьеров и американских питбультерьеров, а для сравнения использовала породы, которые произошли от одного предка с бойцовыми — бульдогов и мастифов, а также домашних питомцев других пород: немецких, кавказских, среднеазиатских овчарок, фокстерьеров, вельштерьеров и др. Всего в экспериментах участвовало 150 животных.
|
Эксперимент строился так: собаку привязывали на поводке или ее держал хозяин, а примерно в четырех метрах появлялся «стимул» — незнакомый человек, другая собака, игрушка (мячик, палочка), кусочек колбаски и т. д. Исследователь внимательно следил за реакцией животного. Небойцовые собаки, в зависимости от породы, ситуации, настроения, пола и возраста, реагировали по-разному, но в целом спокойно и адекватно ситуации. Самыми «дисциплинированными» оказались немецкие овчарки: часто они вели себя просто как зрители и никак не реагировали на стимул, глядя на хозяина и ожидая команды. Игрушки и еда обычных собак, конечно же, интересовали, но в присутствии хозяина они сдерживались и даже появление других собак довольно часто игнорировали.
А вот поведение бойцовых собак было совсем другим. На появление человека они почти не обращали внимания, а на другие стимулы реагировали в 100% случаев! На собак, еду и мячик бойцовые породы реагировали немедленно и очень бурно: лаем, бросками и при возможности — атаками. Особенно сильную агрессию вызывало у них появление других собак. На хозяина посматривали только 10% бойцовых собак, да и то не в ожидании команды, а с опасением, что их накажут. А 4% бойцов были совершенно неуправляемыми, и только поводок спасал положение.
|
Известно, что бойцовые собаки считают своей и охраняют от других собак очень большую территорию — иногда в радиусе до 300 м! То есть в городе, когда вокруг собаки, люди и прочие «стимулы», которые маячат на «ее» территории, такая собака все время «на взводе» и готова к драке. Зачастую оборонительную реакцию у них вызывает неожиданный резкий звук, внезапное происшествие. Бойцовые собаки очень целенаправленно и прямолинейно «решают свои проблемы» исключительно с позиции силы. Атака бойцовых собак очень жесткая и возникает без предупреждения.
Как обычная собака ведет себя, если готовится к нападению? Она демонстрирует угрозу: рычит, стоит или идет на выпрямленных лапах, прижимает уши, вздыбливает шерсть, скалит зубы. Это ритуальное поведение, адресованное собратьям и хищнику, и его цель — напугать и предотвратить драку. Все собаки, а также люди, кошки и другие животные прекрасно понимают предупреждение.
А как ведут себя бойцовые собаки перед атакой на более крупную собаку? Совершенно иначе! Они опускают голову и хвост, припадают к земле, без рычания подползают поближе, а потом снизу, внезапно и коварно атакуют. Что же это такое?! Это же охота с предварительным затаиванием, да еще и на собрата по виду, что в природе запрещено! Эти собаки «говорят на совершенно другом языке». Не зря владельцы обычных собак утверждают, что их питомцы бойцовых собак не воспринимают как собак, для них это что-то вроде животного другого вида.
|
Почему же бойцовые собаки нападают именно таким способом? Ирина объясняет, что бультерьер и предки питов и амстафов были выведены в Англии специально для боев, причем с превосходящим по силе противником. Потом в Англии эти опасные забавы запретили, и собачьи бои продолжались уже в США, где и сформировались породы питбультерьер и стаффордширский терьер. Питбули, как настоящие гладиаторы, будут сражаться часами, до конца, даже если проигрывают. Питбуль либо победит, либо погибнет. На арену против них выпускали быков, ослов и даже львов! Быку трудно поддеть на рога собаку с таким стереотипом атаки, особенно если она небольшая и бесстрашная. Такие собаки побеждали чаще, поэтому их и отбирали для разведения.
Однако в процессе выведения этих пород они утратили способность к коллективной охоте, свойственной диким предкам собак. За волю к победе «гладиаторы» заплатили нарушением коммуникации. Им это было не нужно: на арене собака одна. «Гладиаторы» — не эгоисты, а скорее аутисты. Обычный собачий «кодекс хороших манер» они нарушают кардинально: атакуют и самок, и щенков любых пород. Кстати, щенки бойцовых пород дома ведут себя беспардонно, лезут в миску к взрослым, а взрослый «гладиатор», рассердившись, может не рассчитать силы и убить малыша. Размножаться им тоже бывает трудно: есть такие кобели, которые даже во время спаривания могут передумать и затеять драку с самкой! И никаких ритуальных элементов поведения, выражающих страх и готовность к подчинению и примирению (без чего в приличном собачьем обществе невозможно разрешение конфликтов), у взрослых бойцовых собак Ирина не заметила.
|
Ближе всего по поведению к обычным собакам стаффордширы. Но даже группа стаффордширов, живущих вместе в питомнике, из-за неспособности к коммуникации не смогла образовать стаю — в отличие от других пород, которые умеют ладить не только с человеком, но и друг с другом. Именно поэтому бойцовая собака «не вписывается» в прогулочную группу собак. Да и владельцы собак обычно не стремятся к контактам. Даже если хозяин и не хочет показать, какая у него «крутая» собака, другие собачники держатся подальше, справедливо опасаясь за своих питомцев. Такова плата этих пород за прямолинейное бесстрашие.
Не всегда бойцовая собака выглядит как терминатор. Иногда они вырастают «белыми и пушистыми», и очень многое зависит от целей хозяина и от того, как собаку воспитывали с детства. Кстати, у бойцовой собаки обычно хорошие отношения не только с хозяином, но и со всеми членами семьи. В доме, где щенок рос в обществе другой собаки, утверждает Ирина, он не только учится общаться с собаками и понимать «нормальный собачий язык», но и сам может демонстрировать нормальное ритуальное поведение. К сожалению, таких собак и таких владельцев немного. В целом же бойцовая собака опасна для других собак и для человека, как, впрочем, и грозные сторожа — кавказские и азиатские овчарки. Недаром содержание «гладиаторов» в некоторых странах Европы и некоторых штатах США запрещено. Может, и у нас пора принять какие-то меры?